
Приготовление к сбыту
Судебная практика по квалификации приготовления к сбыту наркотиков (ст. 228.1 УК РФ) неоднозначна. Хотя формально статья 30 УК РФ допускает квалификацию приготовления к любому преступлению, включая сбыт наркотиков, после Постановления Пленума ВС РФ «По делам о наркотиках» от 30.06.2015 преобладает мнение о практически полном отсутствии приготовления как стадии преступления по ст. 228.1 УК РФ. Постановление фактически устанавливает, что любое действие, направленное на сбыт (приобретение, изготовление, хранение наркотика), рассматривается как покушение.
Однако существуют исключения.
Дела, возбуждённые до 30 июня 2015 года. К ним применяется прежняя судебная практика, где приготовление к сбыту было возможно. Это подтверждается судебными решениями, которые ссылаются на положения Конституционного Суда РФ о применении более мягких статей к делам, совершённым до изменения законодательства или судебной практики.
Отсутствие действий, составляющих покушение. Если лицо, планируя сбыт, не совершило ни одного действия, указанного в п. 13.2 Постановления Пленума ВС РФ «По делам о наркотиках» (например, не завладело наркотиком, не хранило его), то его действия могут быть квалифицированы как приготовление, а не покушение. Например, задержание лица, находящегося в процессе поиска закладки с наркотиками, но не завладевшего ими, может рассматриваться как приготовление. Ключевым является отсутствие физического владения наркотиком.
В итоге квалификация действий как приготовление к сбыту наркотиков возможна в узком круге случаев, связанных с датой совершения преступления и отсутствием действий, прямо указывающих на покушение. Судебная практика по данному вопросу динамична и требует индивидуального подхода к каждому делу.